9 декабря 2017г. Поездка в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь и Новый Иерусалим.

Ранним утром, засветло наш автобус подъехал к неприступным белым стенам Саввино-Сторожевского монастыря.

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Войдя внутрь стен, мы залюбовались средневековыми строениями, государевыми дворцами и величественными храмами. Начиналась Божественная литургия, и мы поспешили в белокаменный Рождественский собор. Поднявшись по высоким ступеням, мы вошли внутрь храма и, словно попали в древние времена: сводчатые потолки, у входа невысокие и взмывающие к небесам в центре собора, богатые росписи на стенах, резные колонны. В глубине храма у аналоя, в дивно украшенной раке покоятся мощи святого преподобного Саввы. Мы с трепетом приложились к святым мощам великого русского чудотворца.

«В обители хранится следующее предание. Царь Алексей Михайлович ходил на охоту в леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя, он остался один. Внезапно из леса вышел медведь и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь убежал от царя. На вопрос же царя об имени, старец ответил, что его зовут Саввою и что он один из иноков Сторожевского монастыря. В это время к царю собрались некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вскоре в обитель пришел и сам Алексей Михайлович. Он спрашивал о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь неизвестный ему подвижник. Настоятель ответил, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ Преподобного, понял, что это был он сам. Это знамение и послужило поводом к обретению честных его мощей, которое совершилось в царствование царя Алексия Михайловича». В истории Саввина монастыря наиболее замечательно царствование Алексея Михайловича, который явился одним из самых щедрых его благодетелей. В первый раз он посетил эту обитель спустя четыре месяца после венчания на царство, которое было 28 сентября 1645 года; затем он бывал в обители ежегодно, иногда по нескольку раз в год. Каждое посещение царя ознаменовывалось крупными вкладами в пользу обители и ее братии. Посещения монастыря царь Алексей Михайлович преимущественно приурочивал к декабрю месяцу, когда празднуется память Преподобного Саввы Звенигородского. Пройдя с экскурсией по монастырю, поднявшись на колокольню, запечатлев прекрасные виды с высоты птичьего полета, посетив скит, мы пошли в купальню святого источника

По преданию, родник забил благодаря молитвам преподобного Саввы Сторожевского. Вода чистейшая, как слеза, бодрит и лечит остатки простуды, снимает головную боль –это мы испытали на себе. Наполненные живительной силой, отобедав красным бощем с пирогами и запив горячим сбитнем, мы поехали в следующий пункт назначения –Звенигород, в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Он встретил нас словно восточная сказка, но по-русски заснеженная и загадочная. Полными слез восхищения глазами смотрели мы в бесконечную голубую высоту сводов главного храма обители. «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси. Он был создан приснопамятным Святейшим Патриархом Никоном как

некое памятование о Святой Земле и как Патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием. Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота. Ново-Иерусалимский монастырь был особенно богато украшен и являлся зримым свидетельством славы и могущества Русской Православной Церкви, к тому времени объединившейся, славы и могущества Святой Руси, к тому времени снова ставшей единым Отечеством, единым государством.

Мы прошли по центральной части Воскресенского собора, посетили Голгофу, где поклонились Кресту Господню, остановились у "Плиты Помазания", прошли во внутренний храм-Кувуклию "Место погребения и Воскресения Спасителя". С молитвой о прощении грехов припали ко гробу Господа нашего Иисуса Христа. Хотелось остаться здесь подольше, помолиться, вспомнить всех родных и близких людей. Господи! Пребудь с нами!

Надвигающийся туман и тревожные метео-прогнозы торопили нас в обратный путь. Мы уезжали с твердым намерением вернуться сюда летом.

================================================== -->